Икона
Русская Православная церковь. Красноярская епархия
Крест
Шарыповское благочиние
Свято-Троицкий собор г. Шарыпово
Создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Пантелеимона Красноярского и Ачинского
Меню

Источник св. Пантелеимона Целителя

РАДУЙСЯ, ВЕЛИКОМУЧЕНИЧЕ И ЦЕЛИТЕЛЮ ПАНТЕЛЕИМОНЕ

В далекие времена на перешейке между двумя святыми озерами Тигерголь и Кичиголь в юрте жила семья, и было в ней много детей, все они были крепкими, здоровыми, и лишь одна (назовем ее Тана) отличалась - слепая была от рождения.
Росла Тана красивой, была скромной, хорошей девочкой, только сильно уж горевала она из-за того, что видеть не могла. Сверстницы ее уже на женихов посматривали, а она жила в своем темном мире, где большой радости не было места.
Однажды пошли девушки к озеру Божьему (Тигерголь) искупаться, ягодой-клубникой полакомиться и взяли с собой Тану. А было это 9 августа, в день святого великомученика и целителя Пантелеймона. Сидит она на склоне горы, внизу, что к западу от озера тянется... А девушки резвятся. Жарко, солнышко печет сильно. И решила Тана сесть в тень под ближайшее дерево да наткнулась на куст шиповника и поранилась, кровь выступила на ее лице. Увидела одна из девушек-подруг и подвела ее к небольшому источнику, что бил из-под горы, чтобы обмыть царапины. Только умыла Тана лицо - и сразу свет почувствовала, сначала она испугалась, а потом поняла, что прозрела. Не трудно догадаться, как велика была радость бедной девушки и всех ее родных и близких.
Быстро разнеслась молва о чудесной силе воды этого источника.
Эту историю поведал своим современникам Кукарцев Денис Денисович, живший еще в девятнадцатом веке, а до нас донесла ее Кукарцева Александра Алексеевна, 1914 года рождения. "Дедушка, Денис Кукарцев, говорил, что пройдет время, и люди в это верить не будут, а ведь это правда, правда". Он вместе со своей женой (бабушкой Денисихой - так называли ее люди, а настоящее ее имя - Авдотья) были лекарями, лечили хорошо. Авдотья бабничала (т.е. принимала роды), и ее помнят как хорошую повитуху.
Позднее люди поставили у этого ключика большой деревянный (лиственный) крест высотой более двух метров. Ширина основного ствола составляла 30 см., а перекладин - по 20 - 25 см. Там была врезана и икона святого великомученика и целителя Пантелеймона. Соорудили из лиственных досок и настил, чтобы улучшить подход к источнику. От него проложили колоды, по которым стекала вода в сделанное углубление. А с тех пор, как в 1863 году в улусе Божьеозерском была построена церковь, батюшка проводил службу каждый год на день святого Пантелеймона, 9 августа, у этого святого источника.
Вот как проходила эта служба по рассказам старожила Кукарцевой Александры Алексеевны.
Готовились к ней за несколько дней. Приходили в нашу церковь люди, в основном малоозерцы, оракцы и наши, поднимали (подымали) иконы и несли их пешком в Ораки и там, на священной горе (около озера Окуневое, что у дороги на Ужур) шла служба дня два-три. Собиралось очень много народу: хакасы, русские и люди других национальностей, спали здесь же на горе, иконы тоже не уносились на ночь. За день до дня Пантелеймона иконы поднимали и несли обратно в Божьеозерскую Введенскую церковь. На обратном пути колонна идущих и едущих была такой длинной, что не было конца и края. А в день Пантелеймона служба сначала проходила в церкви, а потом опять поднимали иконы и несли на ключ, там служба продолжалась. К этому дню дорога была вычищена, выметена, везде все было убрано, наведен порядок. Во время этой службы сюда собиралось столько народу, что весь склон горы был заполнен людьми. Приезжали сюда из Саралы, Агаскыря, Чебаков, с Богомдарованного - ныне Коммунара, Усть-Парной, Линёва, Косых Ложков, Ораков - со всей округи. Служба продолжалась часа четыре. Потом люди набирали воду из святого источника в какую-либо посуду и расходились. И даже после разорения церкви Большеозерской батюшка приезжал с Ужура, проводил у источника службу, обряды крещения детей, и даже тогда приезжали люди с соседних сел на службу, молились, пели божественные песни, а потом набирали воду из источника и несли ее домой, поили и опрыскивали ею больных людей, скот, изгоняли злую силу из жилища.
В засушливое время, когда долго не было дождя, в период существования церкви батюшка, а впоследствии старики (Боровинский Андрей Данилович - пенсионер - называет деда Клепченко и Фому Терпеловского) набирали воды в святом источнике и, обходя поля с кадилом и молитвами, опрыскивали их этой водой. И чудо свершалось - шел-таки долгожданный дождь, наполняющий живительной силой колоски.
Или вот. Рассказывает Кукарцева А.А.: "Водой этого источника женщины полоскали белье. Но интересно то, что руки совсем не мерзли даже в лютые морозы, хотя с тыльной стороны все обледенеют и покроются инеем".
Время постепенно приглушило веру в силу святого источника. К концу Великой Отечественной войны прекратились службы, исчезли куда-то крест и настил, а потом на какое-то время ключ вообще был предан забвению. И лишь только глубоко в памяти старожилов сохранились далекие воспоминания.
В 60-е годы, вспоминают Кукарцева Зоя Александровна и Назарова Раиса Александровна, поселились в нашем селе супруги Егоровы. Мужа звали Николай, по прозвищу "Бабай", он был высокого роста, крепкого телосложения, по характеру замкнутый и необщительный. Жил он со своей женой Настей, да только через какое-то время ушла Настя от него к другому мужчине. Сильно переживал "Бабай", видно очень любил он свою жену. Затосковал, закручинился, совсем замкнулся в себе Николай. И прослышал он от старых людей про источник чудодейственный, стал он туда ходить. С вечера уйдет и до утра молится, а утром наберет святой водички и домой возвращается. Долго он ходил к святому источнику, люди сторониться его стали, думали, что с головой у него не лады... Да только для него свершилось чудо, и вернулась к нему его Настя.
В конце двадцатого столетия опять возрос интерес к святому источнику, появилась вера в силу его и у более молодых жителей нашего села. В ночь на Крещение до полуночи тянутся туда люди, чтобы наполнить свои бутылки, ведра, фляги водой, имеющей целебную силу, и хранится она может долго-долго, до следующего Крещения.
Вот и ожил снова святой источник.


Из Шарыповского эколого-краеведческого сборника "ПОИСК"
© 2020 Свято-Троицкий собор г. Шарыпово